Чтение как метапредметный результат
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования выпускники должны приобрести первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники должны научиться читать осознанно тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
Как видим, речь идёт о чтении как метапредметном результате, включающем основные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность).
Опыт работы школы-лаборатории МОУ «Специализированная физико-математическая школа№35 г. Донецка» по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения» был представлен 17 октября 2018г. в рамках скайп-конференции.
В данном мероприятии активное участие приняли представители Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования; методисты методических кабинетов (центров) Старобешевского и Новоазовского райнов, гг. Ждановка, Горловка, Шахтёрск, которые курируют работу школ-лабораторий; руководители и педагоги образовательных организаций-субъектов лабораторий: Новоазовской общеобразовательной школы I-III ступеней №1; общеобразовательной школы I ступени №4 г. Ждановка; муниципального общеобразовательного учреждения «Специализированная физико-математическая школа №35 г. Донецка»; Новосветской общеобразовательной школы I-III ступеней администрации Старобешевского района, Горловского лицея № 85 «Гармония».
Открыли мероприятие заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования Сипачёва Е.В. и методист отдела начального образования Седова Н.Н. Они актуализировали проблему формирования навыков смыслового чтения текста как метапредметного результата Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Заместитель директора, учитель информатики высшей категории, учитель-методист МОУ «Специализированная школа № 35 г. Донецка» Кузнецова И.В. раскрыла тему «Реализация принципа метапредметности как условие достижения высокого качества образования». О формировании универсальных учебных действий младших школьников посредством совершенствования подходов к развитию навыков техники чтения рассказала Боровинская Е.В., заместитель директора, учитель начальных классов высшей категории, учитель-методист МОУ «Специализированная школа № 35 г. Донецка». С презентацией опыта работы по проблеме «Формирование читательской компетенции школьников или как превратить чтение в удовольствие» выступила Чернякова В.А., учитель начальных классов высшей категории, учитель-методист МОУ «Специализированная школа № 35 г. Донецка».
В практической части для Of-line просмотра и анализа были представлены видеоуроки.
Во время дискуссии все участники скайп-конференции активно обсудили вопросы совершенствования подходов к формированию читательской компетентности младших школьников, высказали своё мнение по поводу целесообразности использования предложенных технологий, методов и приёмов работы, рефлексировали полученные знания и умения.
С материалами презентации опыта работы школы-лаборатории «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения» МОУ «Специализированная физико-математическая школа№35 г. Донецка» можно ознакомиться на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/) в разделе «Школа-лаборатория».
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования