В чем особенности проведения мастер-класса?
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство педагогического преподавания, чаще всего – путем прямого и комментированного показа конкретных приемов работы.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
· психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
· профессиональные способности;
· педагогическую технику;
· определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
· мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
· мастерство убеждения;
· мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
· мастерство владения педагогической техникой.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Структура проведения «Мастер-класса»:
· Презентация педагогического опыта педагога-мастера
1. обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем;
2. характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки);
3. определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;
4. описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
· Представление урока, системы уроков:
1. рассказ педагога о проекте занятия;
2. определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
3. краткая характеристика результативности используемой технологии;
4. вопросы педагогу по изложенному проекту.
· Урок или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.
· Моделирование:
1. самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
2. обсуждение авторских моделей урока слушателями.
· Рефлексия
1. дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей;
2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
|