Приоритет речевой работы в обучении украинскому языку
Методический кейс
Школа в целом и каждый школьный предмет в отдельности призваны учить поиску, оценке и использованию информации, формировать умение решать задачи, новые проблемы в незнакомых ситуациях. Предмет «Украинский язык и литературное чтение» в своем развивающем, системно-деятельностном аспектах нацелен на решение именно этих задач.
Сущность компетентностно-ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода в значительной мере определяется необходимостью обеспечивать паритет конгитивной и аффективной сфер личности. Для этого необходимо преодолеть ориентацию курса «Украинский язык и литературное чтение» в начальной школе преимущественно на формирование знаний о языке, аналитических умений лингвистического характера, правописания – и ориентировать его преимущественно на развитие всех видов речевой деятельности (на основе слушания, чтения обсуждения текстов, ситуаций из жизни – с учетом социокультурной составляющей содержания обучения). Это усилит эмоциональный компонент обучения, даст возможность включать в обсуждение проблемы, связанные с внутренним миром детей, создавать ситуации для реального общения, дефицит которого испытывают многие дети и которое служит важным фактором развития речи.
Формирование знаний о языке, понимания особенностей языковых единиц также входит в задачи обучения, но оно носит пропедевтический характер и осуществляется преимущественно в ходе совместной работы учащихся с учителем. Только при безусловном преобладании работы над практическим употреблением учащимися языковых единиц возможно успешное формирование у них языковой компетенции.
Напоминаем, что в соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики с 5 (6) дневной рабочей неделей на 2017-2018 учебный год (Приказ МОН ДНР от 15 июня 2017 года № 629) учебный курс «Украинский язык и литературное чтение. 2-4 класс» является интегрированным.
Поэтому, отличительной особенностью организации процесса обучения украинскому языку, реализующей системно-деятельностный подход, является текстоориентированное обучение, т.е. совокупность методов, приемов, способов в основе которых находится текст как главная языковая, коммуникативная и дидактическая единица. Другими словами, это диалог о тексте, диалог с текстом.
Овладение опытом, накопленным современной методикой в области текстоориентированного обучения, позволяет учителю выбирать ту методику работы с текстом, те упражнения, которые соответствуют целям и задачам урока, возможностям класса, его собственным методическим потребностям и возможностям. В процессе анализа текста учитель может сам определять характер и последовательность заданий к тексту, самостоятельно выстраивать внутреннюю логику анализа, приводя учащихся к постижению единства формы и содержания речевого произведения. Более того, учитель может самостоятельно отбирать необходимые ему тексты, составлять упражнения на текстовой основе, т.е. осуществлять творческую методическую деятельность.
С точки зрения компетентностной ориентированности обучения особенно важно различать два основных типа обучающих уроков с учетом планируемого соотношения языковой и речевой работы.
Особенности этих уроков зависят во многом зависят от степени совпадения языкового и речевого материала в украинском и русском языках, соответственно, предполагается перенос и (или) коррекция знаний, умений, усвоенных на уроках родного языка.
Предлагаем Вам познакомиться с опытом коллег в организации процесса обучения украинскому языку используя ссылки:
https://drive.google.com/file/d/1RABNmQ5VzIESjGodmGlqNAws-u_ConSk/view?usp=sharing – информация об особенностях организации процесса обучения украинскому языку
https://drive.google.com/drive/folders/1pxc2jWNKPu1ZWJ39AADekVFQRTSkpPfs?usp=sharing -3 класс
https://drive.google.com/drive/folders/1zTNxFCFoWgx3LKcpDsh5DlOpP1JOZ6vt?usp=sharing - 4 класс
https://drive.google.com/drive/folders/1Q1-M7TGkI1OQMIgAiTalOrsN-_fPmLzn?usp=sharing – 2класс
Кафедра дошкольного и начального образования
Донецкого РИДПО
Отдел начального образования
Донецкого РИДПО
|